Офорт – это разновидность гравировки на металле, техника глубокой печати станковой графики, которая дает возможность получать оттиски с различных печатных форм. Во время работы по нанесению изображения на печатных формах выполняется травление поверхностей специальными кислотами. Способ гравюры впервые был использован в шестнадцатом веке. С техникой офорта работали такие мастера, как Жак Калло, Альберт Дюрер, Рембрандт и другие.
Как создается офорт?
В первую очередь, безусловно, придумывается композиция, рисуются эскизы, изготавливается подробное изображение. Иногда художники стараются сделать так, чтобы данный первоначальный рисунок был проработан максимально. А другие мастера, наоборот, стараются импровизировать, рисуя прямо по лаку иглой.
Затем цинковая или медная пластинка требуемой формы и размера подвергается полированию и шлифованию. Это выполняется в заводских условиях или при помощи специальных шлифовальных машин. К тому же, если пластина имеет небольшие размеры, можно ее отшлифовать обычной полировальной пастой или наждачной бумагой. Если предполагается тонкая обработка элементов и необходим идеальный белый фон, пластинку нужно отполировать до зеркального состояния.
Поверхность пластинки нужно обезжирить и выполнить грунтование специальным кислотоупорным лаком. Рисунок на лак переводится при помощи копирки в обратном отражении (зеркальном), поскольку после оттиска выгравированного изображения, рисунок на бумаге перевернется снова.
Нанесение изображения
Художник с помощью офортной иглы царапает изображение так, словно рисует на бумаге пером. Только здесь вместо черной линии на белом полотне, игла обнажает металл, оставляя после себя светлый след на темной поверхности лака. Можно с помощью иглы награвировать весьма мелкие детали. Поэтому офортисты часто применяют лупу во время работы.
Итак, изображение готово. Обратная сторона пластинки покрывается кислотоупорным лаком или заклеивается при помощи оракала, на который также воздействует разъедающая кислота. Пластинка погружается в кювету с азотной кислотой. Травление должно проводиться в специальных вытяжных шкафах либо на балконе в теплый сезон. Пока идет процесс травления, кювету желательно накрыть стеклом или пластиком. Иначе пары кислоты смогут повредить слизистые оболочки органов дыхания мастера и даже разрушить зубную эмаль.
На специальном офортном станке пластинка покрывается влажной бумагой и прокатывается между валами под давлением. Давление позволяет обеспечить перенос краски, которая осталась в углублениях, на бумагу.